Вопрос: я, сирота, получила жилье в 2014 году по договору социального найма. Могу ли я использовать материнский капитал на расширение жилья, обменяв свою однокомнатную квартиру и добавив материнский капитал?  Воспитываю троих детей и двухкомнатная квартира для нас была лучшим вариантом, чем однокомнатная.

   Ответ: В течение пяти лет вы не можете продать или обменять свою квартиру полученную по договору социального найма.

 Согласно п. 3 256 ФЗ  Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

П. 6.1. Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленные гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.

Таким образом, закон позволяет использовать материнский капитал на улучшение жилищных условий, но в вашем случае, вы можете продать квартиру после 5 лет пользования (обмен с доплатой из средств материнского капитала не предусмотрен) и приобрести жилье с доплатой из средств материнского капитала или части его, при отсутствии долгов за ЖКХ и сохранения квартиры в удовлетворительном состоянии.

Вопрос: я получил квартиру по договору социального найма в районном центре. Постоянной работы здесь найти не могу. Работаю вахтовым методом. Администрация неоднократно приходит с рейдами по сохранности жилья сирот, меня в это время нет дома. Может ли мое длительное отсутствие являться основанием для расторжения договора социального найма, и могут ли меня выселить из квартиры по решению суда?

Ответ: Согласно п.4 ст. 83 ЖКРФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по следующим обстоятельствам:


1) задолжность нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
5. Договор социального найма жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.

Таким образом, отсутствие на время работы вахтовым методом не может быть основанием для расторжения договора найма специализированного жилья.

Вопрос: Какие существуют основания для лишения родителей родительских прав?

Ответ: Согласно статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения  обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Вопрос: Я родила ребенка, будучи замужем. С отцом ребенка развелись, он не общается с ребенком и согласен написать отказ от него. Сыну три с половиной года. Три года я не живу в официальном браке, мой гражданский муж хочет усыновить моего сына. Насколько это возможно без заключения брака?

Ответ: Без заключения брака усыновление вашего ребенка невозможно. В соответствии с пунктом 2 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации  лица, не состоящие между собой в браке, не могут усыновить одного и того же ребенка.

Вопрос: Какие основания устанавливает закон для назначения ребенку опекуна (попечителя):

Ответ: Закон устанавливает следующие основания для назначения ребенку опекуна (попечителя):

Факт отсутствия попечения со стороны родителей или лиц их заменяющих (ст.145 Семейного кодекса РФ), а именно:

  • смерть родителей (объявление родителей умершими, которое производится судом по правовым последствиям приравнивается к смерти);
  • лишение их родительских прав;
  • ограничение их в родительских правах;
  • признание родителей недееспособными;
  • болезнь родителей;
  • длительное отсутствие родителей;
  • уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
  • отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  • пребывание родителей (родителя) в местах лишения свободы;
  • рождение ребенка у лиц, не достигших 16 лет (ст.62 СК РФ).

Вопрос: Какие документы необходимы для предоставления в орган опеки и попечительства для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними?

Ответ:

В п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423, установлен закрытый перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем:

(1) заявление;

(2) автобиография;

(3) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, в т.ч. справку с места работы супруга (супруги) усыновителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) (действует в течение 1 года с момента выдачи);

(4) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства (действует в течение 1 года с момента выдачи);

(5) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действует в течение 1 года с момента выдачи);

(6) медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке и по форме, установленным Минздравом РФ (действует в течение 6 месяцев с момента проставления гербовой печати и подписи главврача);

Обратите внимание, что Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата. Однако - согласно п. 4 Письма Минобразнауки от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" - в тех случаях, "когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа. 

(7) копия свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);

(8) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);

(9) копия пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение - только для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты (образец пенсионного удостоверения);

(10) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью.

Вопрос: Какие  основные формы устройства детей в семью?

ОтветУсыновление (удочерение) – принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности:

  • Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
  • Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
  • Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
  • Органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум  трех лет после усыновления.
  • Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека (попечительство) – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.

Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.

 Особенности:

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление т.к. не требуется проведение суда.
  • На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
  • По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у ребенка нет закрепленного за ним жилья.
  • Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
  • Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
  • Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приёмная семья или возмездная опека – форма воспитания ребёнка (детей) в семье у приемного родителя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например, для воспитания в одной семье 2-3 и более братьев или сестер. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях, как правило, может воспитываться от одного до 8 детей, включая кровных и усыновленных.

На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того Приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Особенности:

  • Требования к кандидатам такие же, как при опеке.
  • На ребёнка выплачивается ежемесячная выплата на его содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.
  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
  • Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
  • Требуется оформить договор о передаче ребенка на воспитание (договор об оказании возмездных услуг).
  • Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета.
  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка

Вопрос: Кому не нужно проходить Школу приемного родителя?

Ответ: В соответствии со статьями 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации подготовку кандидатов в замещающие родители обязаны проходить все граждане, желающие принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свои семьи.

                Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для близких родственников детей, оставшихся без попечения родителей (под близкими родственниками детей понимаются лица, перечень которых определен статьей 14 Семейного кодекса Российской Федерации);

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено;

для лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

Указанные граждане могут пройти подготовку в Школе приемного родителя по своему желанию.

Вопрос: Как влияет на ребенка нахождение в детском учреждении?

Ответ:  Отрыв маленького ребёнка от семьи и его жизнь в закрытом детском учреждении имеют серьёзные негативные последствия для развития его психики и личности. Этих детей отличает отсутствие инициативы, эмоциональное безразличие, неразвитость сознания и внутреннего плана действия, недоразвитие волевой и мотивационной сферы. На разных этапах дошкольного детства эти отклонения выражаются по-разному. У младенцев, воспитывающихся без родителей, значительно позже, чем у детей из семьи, возникает потребность в общении со взрослым и оформляется непосредственно-эмоциональное общение («комплекс оживления»). Само общение отличается вялостью, безынициативностью, бедностью коммуникативных средств. Во втором полугодии жизни у этих детей не возникают аффективно-личностные связи со взрослым: они не стремятся разделить с ним свои эмоции, не ищут у него сопереживания в новой или пугающей ситуации (как это делают семейные дети). Всё это приводит к снижению общей и познавательной активности детей.

В раннем возрасте (от года до 3-х) к этому прибавляется ещё ряд особенностей, отличающих воспитанников дома ребёнка от их сверстников из семьи: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержка в овладении специфическими предметными действиями (в том числе орудийными), эмоциональная глухота, выражающаяся в нечувствительности к отношению взрослого, отсутствие стремления к самостоятельности. У детей, воспитывающихся вне семьи, обнаружена также невосприимчивость к образцам поведения, неадекватное отношение к оценке взрослого: похвала слабо интенсифицирует деятельность ребёнка, а порицание совсем не изменяет её. Практически, положительная и отрицательная оценки со стороны взрослого не дифференцируются. Это приводит к задержкам в овладении активной речью и предметными действиями, к серьёзным искажениям в развитии самосознания.

У дошкольников из детского дома также обнаруживается сниженная эмоциональность, пассивность во всех видах деятельности, особенно игровой. Кроме того, сравнительный анализ показал, что у детей без семьи, в отличие от обычных дошкольников, отсутствует способность к сопереживанию другим людям - как взрослым, так и сверстникам. Контакты детей друг с другом отличаются бессодержательностью и слабой эмоциональной насыщенностью. Игровые действия дети выполняют формально, не осмысливая их и не переживая с позиции ролевого персонажа, хотя внешне рисунок действия может быть вполне адекватен выбранному сюжету. Игровые роли, создание мнимой, воображаемой ситуации, символические замещения, характерные для игры дошкольников, практически отсутствуют у детей из детского дома. Контакты детей во время игр сводятся к конкретным указаниям ("дай, подвинься, иди сюда" и пр.). Значительно чаще, чем у детей из семьи, наблюдаются конфликты и агрессивные формы поведения. Обращает на себя внимание сниженная инициативность в общении (они обращаются ко взрослому в 5-10 раз реже, чем в детском саду), эмоциональная бедность, однообразие содержания обращений ко взрослому, которое направлено в основном на регламентацию поведения.

У дошкольников из детского дома очень слабо развит временной план их действий: они не выделяют и не фиксируют в сознании своих действий, не помнят, что они делали, не знают, что они будут делать. Их прошлое и будущее связаны исключительно с режимными моментами (спать, есть, гулять) и ограничиваются одним днём. Их отличает повышенная ситуативность - в общении, в поведении, в мышлении, в желаниях и в действиях.

Таким образом, для детей, воспитывающихся вне семьи, характерны существенные отставания и деформации по всем линиям психического развития. В то же время, в детском доме наблюдались значительные индивидуальные различия между детьми, которые во многом определялись отношениями с родителями и сроками поступления ребёнка в закрытое детское учреждение. В тех случаях, когда родители или другие близкие взрослые регулярно навещали ребёнка, его развитие проходило более благополучно. Дети, поступившие в детский дом в 2-3 года (даже из самой неблагополучной семьи) были значительно более восприимчивы к воздействиям взрослых и опережали своих сверстников, с рождения живущих в доме ребёнка, по темпам развития. Это может свидетельствовать об особой значимости и необходимости семейного воспитания в первые три года жизни ребёнка. 

Вопрос: Я хочу взять в семью ребенка подросткового возраста, что меня ждет?

Ответ: Подростки, воспитывающиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослые, рискнувшие взять в семью такого ребенка, должны обладать невероятной терпимостью, тактичностью, мудростью и уважением к личности подростка, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития.

Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей. Требуется достаточно длительный период предварительной установки отношений при помещении его в семью и разрешение (с 10 лет) самого ребёнка на усыновление и изменение его личных данных. Подростки могут пойти в семью для того, чтобы уйти от проблем и конфликтов в детском доме, а не от большого желания жить именно в вашей семье.

Несомненным плюсом этого возраста являются большая самостоятельность ребёнка. Подросток способен сравнить свою прежнюю жизнь с жизнью в приемной семье и обычно понимает, что родители хотят ему помочь. Его можно привлекать к совместной работе над общими проблемами, общаться с ним, как со взрослым, и совместно решать взрослые задачи. Это может послужить сплочению семьи.

Вопрос: Заключение на руках, как искать ребенка?

     Ответ

Для личного знакомства с ребенком вы должны получить направление на его посещение, которое выдает либо орган опеки и попечительства по месту нахождения детского учреждения, либо оператор регионального банка данных. Обращение в детское учреждение без этих документов обычно встречает обоснованные возражения администрации.

Во-первых, только органы опеки или оператор банка данных могут дать вам исчерпывающую и точную информацию о статусе ребенка на семейное устройство.

Во-вторых, лишь получение официального направления на посещение закрепляет ваш приоритет на ребенка и исключает появление других кандидатов на знакомство.

В-третьих, именно органы опеки уполномочены принимать решение о передаче ребенка под опеку или участвовать в суде по усыновлению ребенка. Поэтому нужно и важно сначала получить официальное направление на посещение от органов опеки или от оператора банка данных (который в обязательно порядке поставит органы опеки в известность о выданном направлении), а уж затем "штурмовать" воспитательное учреждение.

В соответствии с п. 13 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 29.03.2000 № 275, а также п. 3 ст. 5 и п. 2 ст. 10 Федерального закона РФ от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" при наличии заключения о возможности быть усыновителем (опекуном, приемным родителем) вы имеете право обратиться в любой орган опеки и\или к любому региональному оператору банка данных детей-сирот на территории РФ напрямую, минуя органы опеки по вашему месту жительства. 

7. Вопрос: С какими проблемами могут столкнуться приемные родители?

   Ответ: Это очень сложный вопрос. Считается, чем меньше ребенок, тем проще будет родителям. Родители растут как родители, приобретая опыт и учась вместе с ребенком. А если ребенок более взрослый, родители сталкиваются с проблемами, зарождения и развития которых они не наблюдали. Мы уверены в одном: любой ребенок имеет право на семью. Но родители должен брать этого ребенка с открытыми глазами. Они должен подумать, с чем они готовы столкнуться и хватит ли у них сил. Если родители сомневаются, что справятся, то лучше отказаться сразу от этой идеи, так будет по-честному, по крайней мере. Нередки случаи, когда детей берут в младшем возрасте, а когда они доживают там до подросткового возраста, их возвращают обратно обратно. И это ужасно.

Кроме того, важно помнить, что многие проблемы, с которыми сталкиваются родители и которые не могут решить, уже для кого-то пройденный этап. Что можно и нужно попросить помощи у своих знакомых, друзей, и в первую очередь у специалистов. Ни в коем случае не надо стесняться, делать из этого какую-то страшную тайну и оказываться со своими трудностями один на один.

 



Видеоролики социальная реклама

 




РосМинТруд
Официальная Россия